Переключение сигнала внутри системы осуществляется в следующем отделе анализатора —
проводниковом, представленном афферентными и эфферентными путями и подкорковыми
центрами. Основная функция этого отдела — анализ и передача информации, формирование
рефлексов, а также межанализаторные взаимодействия.
Передача информации в проводниковой части анализатора проходит или по строго
специфическим проекционным путям с небольшим количеством переключений в спинном,
продолговатом мозге, зрительных буграх и в соответствующей проекционной зоне коры больших
полушарий, или по неспецифическим с большим количеством коллатералей, синапсов и с
участием ретикулярной формации, гипоталамуса, лимбической системы, а также двигательных
центров коры больших полушарий. Последние структуры обеспечивают вегетативный,
эмоциональный и двигательный компоненты сенсорного ответа.
Центральный, корковый отдел анализатора находится на уровне коры больших полушарий.
После перекодирования в проводящих путях и подкорковых центрах здесь происходит анализ
поступившей сенсорной информации путем отбора и выделения биологически значимой для
организма, а также взаимодействие различных анализаторов. В корковом отделе осуществляется
декодирование сигнала или считывание сенсорного входа, в результате происходит
формирование центробежных регулирующих влияний на эфферентные структуры, отвечающие за
ответную реакцию.
Так, за счет существования связей сенсорных ядер с двигательными и ассоциативными отделами
мозга нервные импульсы сенсорных нейронов вызывают в нейронах двигательной системы или
процесс возбуждения, или торможения. В результате происходит или движение — действие, или
прекращение движения — бездействие.
Взаимодействие анализаторов обеспечивается всеми уровнями центральной нервной системы,
начиная со спинного мозга, ретикулярной формации и заканчиваясь таламокортикальными. На
корковом уровне эта связь реализуется за счет ассоциативных и моторных зон коры больших
полушарий. Пирамидные клетки последних собирают слуховую, зрительную и тактильную
информацию. Это лежит, например, в основе обучения глухих или слепых чтению по зрительным,
или тактильным, ощущениям.