Спасение

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Спасение » Тестовый форум » Введение


Введение

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

aВопросы для самопроверки по дисциплине
«Введение в профессию»
Тема 1. Житейская, научная и практическая психология.
1. Назовите 5 отличий научной психологии от житейской .
2. Что является предметом и объектом практической психологии как науки.
3. В чем заключается специфика деятельности психолога теоретика и психолога практика.

Тема 2. Отрасли современной психологии и их роль в современной практике.
1. Назовите 10 отраслей и направлений современной психологии. Какие теоретические положения лежат в  их основе.
2. Перечислите фундаментальные и прикладные аспекты психологической науки.
3. Какие естественные и гуманитарные науки оказывают влияние на психологию, как научную отрасль знаний о человеке.
Тема 3. Психология как профессия.
1.Дайте определение профессиональной деятельности психолога.
2. Какие ценностно-смысловые ориентиры положены в основу профессиональной деятельности психолога.
3. Перечислите виды деятельности профессионального психолога в разных областях общественной практики.
Тема 4. Психологи как профессиональная общность.
1. Назовите ведущие подходы и школы психологии на современном этапе.
2. Перечислите Российские и мировые психологические сообщества и цель их деятельности.
3. Каковы основные требования к квалификации психологов-профессионалов в России и за рубежом.
Тема 5. Специфика учебно-профессиональной подготовки психолога.
1.Какик трудности начального профессионального самоопределения могут возникнуть у студентов-психологов. Каковы пути их преодоления на ваш взгляд.
2.В чем заключается специфика учебно-профессиональной подготовки психологов в Вузе.
3. Какие требования необходимо учесть при выполнении письменных отчетных работ в Вузе.
Тема 6. Морально-этический кодекс психолога-профессионала.
1. Назовите основные этические и гуманистические принципы лежащие в основе  современной психологии.
2. Перечислите профессионально-этические стандарты, необходимые для успешной деятельности специалиста-психолога.
3. Задачи и методы работы психолога, с учетом специфики профессиональной деятельности.

Тема 7. Системные исследования в психологии.
1. Дайте общую характеристику методов исследования в современной психологии.
2. Перечислите проблемы, возникающие в процессе полстроения научного  исследования и пути их разрешения.
3. Назовите основные этапы психологического исследования и их функциональное значение.

Тема 8. Психология как способ снятия противоречий в  межличностных подходах к решению психологических проблем.
1. Дайте характеристику психологии как способу решения психологических проблем человека.
2. Перечислите виды психологических проблем и основные подходы к их решению.
3. Как  вы понимаете  выражение «профессиональный стату психологии как науки».

Тема 9. Личность профессионала.
1. Подумайте и назовите,  что лежит в основе становления личности психолога.
2. Трудности становления психолога- профессионала в 21 веке.
3. Как проявляется индивидуальность психолога в рамках его профессиональной деятельности.
Темы  семинаров.
Тема 1. Психология как отрасль современных научных знаний.
Вопросы:
1. Психология как наука: предмет и объект научной психологии.
2. Фундаментальные и прикладные аспекты психологической науки.
3. Отношения психологии с естественными и гуманитарными науками.
4. Общая характеристика научных методов исследования в психологии.
5. Сущность практической психологии и область ее применения.
Литература:
1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: терия и практика.- И.: Изд-во «Института психотерапии», 2000.
2. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: Учеб. Пособие/ ред. И.Б.Гриншпуна. – 3-е изд., стер.- М.: Ихдательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2004.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
4. Климов Е.А. введение в психологию профессий. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: Изд-во УГП-ПИ, 1997.
6. Соколова Е.Е. Введение в психологию. – М.: РПО, 1999.

Тема 2. Становление научной психологии в России и за рубежом.
Вопросы:
1.Характеристика основных подходов и направлений в современной психологии.
2.Основные психологические специализации, их характеристика.
3.Российские и мировые психологические сообщества, учебные и исследовательские центры.
4.особенности становления профессиональной карьеры специалиста-психолога.
Литература:
1. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: Учеб. Пособие/ ред. И.Б.Гриншпуна. – 3-е изд., стер.- М.: Ихдательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2004.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
3. Зинченко В.П. История психологии в лицах Видеозапись лекций.- М.: МПСИ, 1999.
4. Соколова Е.Е. Введение в психологию. – М.: РПО, 1999.
5. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл, 1997.
6. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. Сто выдающихся психологов мира. – М.: МПСИ, 1996.

Тема 3. Место исследований в научной психологии.
Вопросы:
1.Принципы, средства и формы научного познания в психологии.
2.Характеристика методов исследования в психологии.
3. Профессиональная позиция психолога-исследователя и ее влияние на  объективность в исследовании.
4. Основные этапы психологического исследования и общие проблемы, возникающие в ходе исследований.
Литература:
1. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: Учеб. Пособие/ ред. И.Б.Гриншпуна. – 3-е изд., стер.- М.: Ихдательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2004.
2. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. – М.: Институт психологии РАН, 1994.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: Изд-во УГП-ПИ, 1997.
4. Зинченко В.П. , Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1983.
5. Кодекс профессиональной этики психологов общества Психологов ВНР\\ Вопросы психологии. – 1983. - №6. С.130-133.
6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.

0

2

Этические стандарты психолога
Вопросы психологии. М., 1990, № 5, С. 158-161.
Общие принципы
Пункт 5. Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них.
Пункт 6. Психология как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной основы.
Пункт 7. Психологи не должны принимать участия или способствовать разработке методов, направленных против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности. Непосредственная разработка или содействие в осуществлении пыток или издевательств, помимо того, что является преступлением, представляет собой наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психологов. Они не должны ни в каком качестве, ни как исследователи, ни как помощники или сообщники, принимать участие в пытках или любых других жестоких, негуманных или унизительных действиях, кто бы ни был их объект, какие бы обвинения или подозрения против этого лица ни выдвигались и какая бы информация ни могла бы быть получена от него таким путем в условиях военного конфликта, гражданской войны, революции, террористических акций или любых других обстоятельств, которые могли бы быть истолкованы как оправдание таких действий.
Пункт 8. Все психологи должны, как минимум, информировать свои профессиональные объединения о нарушениях прав человека, издевательствах, жестокости, негуманных или унизительных условиях заключения, кто бы ни был их жертвой, и о любом таком случае, ставшем им известным в их профессиональной практике.
Пункт 9. Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве.
Пункт 10. При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий.
Пункт 11. Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которые дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.
Пункт 12. В особенности в письменных документах психологи должны быть чрезвычайно осторожны, сдержанны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и дискриминирующие, например, нормальный - абнормальный, адаптированный - неадаптированный, интеллигентный - умственно отсталый.
Пункт 13. Психологи не должны применять манипулятивные процедуры с целью добиться обращения к ним определенных клиентов, а также действовать таким образом, чтобы оказаться монополистами в своей области, Психологи, работающие в общественных организациях, не должны использовать это преимущество для увеличения собственной частной практики.
Пункт 14. Психолог не должен допускать использования своего имени или подписи лицами, не имеющими должной квалификации и подготовки, для незаконного применения психологических методов. Психологи должны сообщать о всех случаях посягательства на чужие права, которые стали им известны. Бесполезные и основанные на обмане действия не должны прикрываться квалификацией психолога.
Пункт 15. В случае, когда личные интересы клиента вступают в противоречие с интересами учреждения, психолог должен постараться выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью. Обращение за помощью в данное учреждение предполагает учет интересов клиента, уважение и внимание к нему со стороны психолога, который в соответствующих обстоятельствах может выступать как его защитник по отношению к администрации учреждения.
О профессиональной компетенции и отношениях с другими профессионалами
Пункт 16. Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.
Пункт 17. Профессиональный статус психолога базируется на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовленным и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений,
Пункт 18. Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты должны быть полностью уведомлены об этом заранее.
Пункт 19. Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц. Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации.
Пункт 20. Когда интересы психологического обследования или вмешательства требуют тесного сотрудничества с профессионалами из других областей, психологи должны обеспечивать соответствующее взаимодействие так, чтобы оно было направлено на благо психолога и его клиента.
Пункт 21. Психологические методы не должны смешиваться - как в применении, так и в их представлении общественности - с методами, чуждыми научным основам психологии.
Пункт 22. Не отказываясь от научной критики там, где она необходима, психологи не должны дискредитировать коллег или представителей других профессий, использующих те же или иные научные методы, и должны проявлять уважение к тем школам и направлениям, которые научно и профессионально компетентны.
Пункт 23. Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение (и пользоваться таковым) к другим профессионалам, особенно в областях, близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.
О вмешательстве
Пункт 24. Психологи должны отказаться от вмешательства, если они уверены, что их помощь будет использована во вред или против законных интересов индивидов, групп, организаций или общин.
Пункт 25. Осуществляя вмешательство по отношению к индивидам, группам, организациям или общинам, психолог должен предоставить им необходимую информацию об основных решаемых проблемах, поставленных целях и используемых методах. В случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц, родители или опекуны должны быть проинформированы. В любом случае следует избегать манипулирования индивидами и стремиться к развитию и автономности конкретного случая.
Пункт 26. Психолог должен стремиться к завершению вмешательства и не продлевать его методами сокрытия информации или обмана как в случае достижения поставленной цели, так и в случае невозможности ее достижения после применения доступных методов и средств на протяжении достаточного времени. В последнем случае индивид, группа, организация или община должны быть информированы о том, какие другие психологи или представители иных областей знания могут продолжить вмешательство.
Пункт 27. Ни в коем случае свобода клиента - как в отношении прекращения вмешательства, так и в отношении консультации у другого психолога или иного специалиста - не должна быть ограничена. Следует поощрять способность клиента принимать решения на основе достаточной информации. Психолог может отказаться продолжать вмешательство, если оно осуществляется одновременно с вмешательством другого типа, выполняемым другим профессионалом,
Пункт 28. Психологи не должны пользоваться властью, которую их статус может им дать, для требования особых рабочих условий или платы, превосходящей принятую в обычных обстоятельствах.
Пункт 29. Психолог не должен позволять вовлечь себя профессионально в неясную ситуацию, где его роль или функции окажутся неуместны или двусмысленны.
Пункт 30. Психологи не должны вмешиваться в действия, предпринятые другими специалистами.
Пункт 31. В случае, когда услуги психолога требуются для рекламной или коммерческой компании, он должен сотрудничать с целью обеспечения правдивости информации и охраны интересов индивидов.
Пункт 32. Психологи должны соблюдать особую осторожность в том, чтобы не вызвать необоснованных ожиданий, осуществить которые они впоследствии окажутся профессионально не способны.
О исследовательских работах и образовании
Пункт 33. Все психологи, в какой бы области психологии они ни работали, должны стремиться способствовать прогрессу науки вообще и психологии в частности, осуществляя исследования и придерживаясь научных подходов в своей деятельности, а также передавая свои знания студентам и другим профессионалам.
Пункт 34. При выполнении исследований психологи должны категорически отказываться от действий, могущих привести к постоянному, невосполнимому или не необходимому ущербу для испытуемых. Участники любой исследовательской программы должны выразить свое недвусмысленное согласие на проведение экспериментов; в случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц такое согласие должно быть получено от родителей или опекунов.
Пункт 35. Если психологическое исследование сопровождается каким-либо временным ущербом или дискомфортом, как, например, электрический шок или сенсорная депривация, исследователь должен в первую очередь удостовериться в том, что все участники опытов действуют совершенно свободно, без постороннего давления в каком-либо виде; к участию в эксперименте не должен быть допущен никто до тех пор, пока исследователь не убедится, что об этом ущербе испытуемые были уведомлены заранее и дали свое согласие. Даже в случае согласия перед экспериментом, испытуемый может принять решение о своем дальнейшем неучастии в программе в любой момент.
Пункт 36. Если условия эксперимента требуют дезинформации или обмана испытуемого, психолог должен убедиться в том, что это не приведет к сколько-нибудь длительному ущербу для участников опыта, и в любом случае экспериментальный характер и необходимость обмана должны быть раскрыты при окончании экспериментальной программы.
Пункт 37. Психологические исследования в нормальной ситуации, как экспериментальные, так и обсервационные, должны всегда выполняться с уважением по отношению к достоинству индивида, его верованиям, интимным ситуациям, скромности и целомудрию при исследовании сексуального поведения, а также при обследовании престарелых, больных, заключенных, т. е. лиц, имеющих не только определенные социальные ограничения, но и переживающих серьезную человеческую драму.
Пункт 38. При экспериментах над животными страдания, вред или дискомфорт, не являющиеся абсолютно необходимыми для достижения поставленной исследовательской цели и оправданными с точки зрения науки и интересов человека, должны быть исключены или сведены до минимума. При хирургических операциях на животных должно применяться обезболивание и приниматься необходимые меры по предотвращению осложнений. Персонал, непосредственно занимающийся исследовательской работой с животными, должен в содержании животных, обращении с ними и при эвтаназии руководствоваться международными стандартами.

МАДРИД, ИСПАНИЯ, 1987

0

3

Вопросы для проверки остаточных знаний
по дисциплине «Введение в профессию»

1. Какие квалификационные требования предъявляются к профессиональному психологу?
2.Охарактеризуйте основные этические требования к научной, педагогической и практической деятельности психологов.

0


Вы здесь » Спасение » Тестовый форум » Введение