1. Житейская и научная психология: соотношение и основные различия.
2. Психика как предмет психологического исследования. Свойства психического отражения.
3. Связь общей психологии с другими науками и практикой.
4. Методологические принципы отечественной психологии (детерминизма, единства сознания и деятельности, активности, развития, системности)
5. Методы исследования в психологии.
6. Наблюдение в психологическом исследовании. Достоинства и недостатки данного метода.
7. Эксперимент: лабораторный и естественный; констатирующий и формирующий.
8. Опрос в психологическом исследовании, типы и виды опроса.
9. Моделирование в психологии, его возможности и ограничения.
10. Основные теоретические положения и взгляды на предмет психологии в психологии сознания.
11. Основные теоретические положения и взгляды на предмет психологии в бихевиоризме.
12. Основные теоретические положения и взгляды на предмет психологии в психоанализе.
13. Основные теоретические положения и взгляды на предмет психологии в гуманистической психологии.
14. Основные теоретические положения и взгляды на предмет психологии в когнитивной психологии.
15. Основные теоретические положения и взгляды на предмет психологии в гештальтпсихологии.
16. Основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского.
17. Понятие высших психических функций (Л.С. Выготский). Их специфика и строение.
18. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. Структура деятельности.
19. Основные характеристики деятельности и ее отличия от активности и поведения. Специфика человеческой деятельности.
20. Понятие потребности, мотива. Опредмечивание потребностей. Функции мотива.
21. Понятие ведущей деятельности, ее критерии и влияние на психическое развитие.
22. Психика как ориентировочная деятельность в теории П. Я. Гальперина.
23. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности и происхождения психики.
24. Критерии психического. Гипотеза о возникновении чувствительности (А.Н. Леонтьев).
25. Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри).
26. Сравнение психики человека и животных.
27. Развитие высших психических функций у человека.
28. Понятие, функции и психологическая структура сознания.
29. Возникновение и развитие сознания.
30. Сознание и бессознательное, их соотношение и взаимодействие.
31. Неосознаваемые процессы в теории установки Д. Узнадзе.
32. Психофизиологическая проблема и ее обсуждение в психологии.
33. Принцип активности в работах Н.А. Бернштейна. Схема «рефлекторного кольца».
ОП
Сообщений 1 страница 8 из 8
Поделиться12011-12-09 09:52:57
Поделиться22011-12-09 09:53:05
34. Понятия субъекта, личности, индивида, индивидуальности, их соотношение.
35. Сущность, специфика и взаимодополнение психических процессов.
36. Психические процессы как особые виды деятельности.
Поделиться32011-12-12 18:58:38
Основа любой науки - житейский, эмпирический опыт людей. Физика, математика, химия и т. д. (привести примеры). У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи: великие писатели, а также некоторые представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми (педагоги, врачи, священнослужители). Каждый располагает определенными психологическими знаниями, ведь любой человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности. Отличия:
1) Житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью, задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. (Примеры: официанты, таксист, ребенок с родителями/бабушкой).
Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям, выведениям конкретных законов. (Примеры – математика, физика). Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В них отражаются наиболее важные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Они четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.
То же происходит и в психологии. Можно описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Но научная психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за множеством частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. выражаются теми же словами. Но содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.
2) Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это связано со способом их получения: практическими пробами и прилаживанием. Отчетливо это видно у детей. Уже упомянутая их хорошая психологическая интуиция Как она достигается? Путем постоянных испытаний, проводимых на взрослых, и о которых последние не всегда догадываются. В ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно "вить веревки", а из кого нельзя.
Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, тем же путем: экспериментируя и подмечая малейшие положительные результаты, в определенном смысле "идя на ощупь". Иногда они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.
В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.
3) Способы передачи знаний и даже сама возможность их передачи. В сфере практической психологии эта возможность ограничена из-за двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта - его конкретного и интуитивного характера. Пример: Глубокий психолог Ф. М. Достоевский выразил свою интуицию в своих произведениях, мы их прочли, но не стали такими же психологами, как он. Житейский опыт от старшего к младшему поколению передается, как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому человеку в новом поколении приходится самому "набивать шишки" для его получения.
В науке знания аккумулируются и передаются «с большим КПД». Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания сохраняются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.
4) Методы получения знаний. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент, в ходе которого человек целенаправленно варьирует условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. Именно с введением в психологию экспериментального метода психология оформилась в самостоятельную науку.
5) Преимущество научной психологии в том, что она располагает большим и разнообразным уникальным фактическим материалом, недоступным целиком ни одному носителю житейской психологии. Материал накапливается и осмысливается, в т.ч. в специальных отраслях психологии (возрастная, педагогическая, пато- и нейро, труда, инженерная, социальная, зоо и др.) В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития, с дефектами и болезнями психики, необычными условиями труда - стресса, информационных перегрузок, монотонии и информационного голода и т. п., - психолог расширяет круг своих исследовательских задач и сталкивается с новыми явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон показывает его структуру и организацию.
Поделиться42011-12-12 19:57:09
Психика как предмет психологического исследования. Свойства психического отражения.
Психология — наука, изучающая психику. Психика— это отражение мозгом реальной действительности. Вся материя обладает свойством отражений. Три его основные формы: физическое отражение (отражения света и звука, радиолокация), физиологическое отражение как функция живой материи (поворачивание цветка подсолнечника вслед за солнцем, тяготение корня в прорастающем зерне вниз, а стебля — вверх), и психическое отражение, отдельные формы которого и изучает психология.
При переходе от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:
1. Сенсорная. Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).
2. Перцептивная. Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность).
3. Интеллектуальная. Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей.
Всякое отражение является в тоже время мнемическим (запоминание) процессом, а его результат — мнемическим новообразованием. Если принять это положение за основу, то получается, что психика — это свойство головного мозга формировать и развивать живую систему врожденных мнемических процессов и приобретенных мнемических образований путем взаимодействии внешнего и внутреннего миров реальных предметов и виртуально-мнемических явлений, и осуществлять на этой основе активное самоуправление адаптивной и коадаптивной (морфологическое и функциональное приспособление органов друг к другу в процессе эволюции) деятельностью всего организма.
Поделиться52011-12-12 20:53:49
Психология не может развиваться, не опираясь на знания и опыт, накопленные другими науками. Ее взаимосвязи с ними прочны и закономерны. С одной стороны, философия, социология и другие общественные науки дают психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.
Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.
Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.
Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально-и социально-психологическим качествам людей.
Медицинские науки помогают психологии понять патологию психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.
Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.
Психология, таким образом, впитывает в себя из других наук изученные и осмысленные ими представления о генезисе и особенностях проявления психического в зависимости и под влиянием тех конкретных реальностей и феноменов, которые они изучают. Это позволяет ей по-новому оценивать свои собственные знания, а затем и совершенствовать их в интересах развития всего общества.
С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.
Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.
Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают самые новейшие данные, имеют психологическое происхождение.
Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликтность в ходе нее и т. д.
Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.
Без накопленных психологией знаний, таким образом, не могут продуктивно развиваться и другие науки, поскольку устойчивое понимание своеобразия психики людей и закономерностей ее проявления в различных видах деятельности являются тем фундаментом, который позволяет совершенствовать и их собственные представления.
Поделиться62011-12-12 21:03:58
Принцип активности.
личность обладает свойствами инициативы, свободы выбора и характеризуется избирательным поведением. Эта установка своеобразно преломляется через принцип детерминизма в его трактовке С.Л. Рубинштейном - "внешнее через внутреннее".
Принцип активности отрицается концепциями биогенного и социогенного толка: для первых человек - результат развертывания генетической программы, для вторых - продукт социальных влияний и коммуникаций.
Принцип развития
Психика постоянно качественно и количественно изменяется и развивается
Характеристика психического явления возможна при одновременном выяснении его особенностей в данный момент, истории возникновения и перспектив изменения.
Принцип детерминизма
психика обусловлена объективной реальностью
все психические явления обусловлены деятельностью мозга
психика определяется образом жизни и др.
Принцип системности:
выделение уровней изучаемой системы и ее отдельных компонентов, где уровень определяется как объединение и организация схожих по степени сложности свойств, а компонент как автономная единица определенного уровня (например, согласно К.К. Платонову, индивидуальность представлена на четырех уровнях - уровне направленности и моральных качеств личности; уровне знаний, умений и навыков; уровне индивидуальных особенностей протекания отдельных психических процессов и уровне темперамента, половых и возрастных особенностей);
выявление принципов и механизмов организации системы в единое целое (например, механизм сдвига мотива на цель, механизм обеспечения много-многозначных связей, механизмы вытеснения и сопротивления и др.).
Принцип единства сознания и деятельности:
Деятельность - форма активности сознания;
Сознание образует внутренний план деятельности человека;
Сознание - результат поведения и деятельности;
Изменение содержания деятельности способствует формированию качественно нового уровня сознания.
Поделиться72011-12-12 21:22:38
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
В психологии выделяются четыре группы методов:
I группа – организационные. Они включают:
- сравнительный (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.);
- лонгитюдный (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени);
- комплексный (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами).
II группа – эмпирические, включающие:
- наблюдение и самонаблюдение;
- экспериментальные
- психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа)
- анализ продуктов деятельности,
- биографические
III группа – методы обработки данных, включающие:
- количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ).
IV группа – интерпретационные методы, включающие:
- генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.)
- структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.
Наблюдение проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются и анализируются. Запись может быть сплошной и выборочной. Сплошная запись используется, когда изучается личность в целом, выборочная (фиксируются лишь отдельные проявления психической деятельности). Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, которое часто используется совместно с методом опроса. Опрос - метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Три основных вида опроса: устный, письменный и свободный.
Главным методом психологического исследования является эксперимент. Достоинства: исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых; исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов, обязателен строгий учет условий протекания эксперимента, он может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов. Виды: констатирующий (выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества), обучающий (он же формирующий, предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств), лабораторный и естественный (отличаются условиями проведения).
Тесты занимают промежуточное положение между субъективными и объективными методиками. Существуют тесты, основанные на самоотчете испытуемых, например тесты-опросники (испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования); тесты-задания предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий (на определение умственного развития); проективные тесты предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий (например, рисуночные тесты).
Методы моделирования применяются, когда использование других методов затруднено. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими и т.д.
Помимо указанных методов существуют и другие методики изучения психических явлений. Например, беседа – вариант опроса. От опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. Другим методом является метод изучения документов, или анализ деятельности человека. Наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.
Поделиться82011-12-12 21:23:31
Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.
Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом.
Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.
Преимущества метода наблюдения:
Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
Оперативность получения информации
Относительная дешевизна метода
Недостатки метода наблюдения
Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования)
Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения