Вопрос 1. Житейская и научная психология: соотношение и основные различия.
По Гиппенрейтер: а) Жит. п-кие знания характеризуются конкретностью, ограниченностью, задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.
б) Житейские п-ие знания носят интуитивный характер. Это связано со способом их получения: практическими пробами и прилаживанием.
в) Способы передачи знаний и даже сама возможность их передачи. (Достоевский)
г) Методы получения знаний. (эксперимент в научной)
д) Преимущество научной п-гии в том, что она располагает большим и разнообразным уникальным фактическим материалом, недоступным целиком ни одному носителю житейской п-гии.
Вопрос 2. Психика как предмет психологического исследования. Свойства психического отражения.
Психология — наука, изучающая психику. Психика— это отражение мозгом реальной действительности. Вся материя обладает свойством отражений.
Стадии – сенсорная-перцептивная-интеллектуальная (или высшая перцептивная)
Свойства: системность, избирательность, активность, субъективность, опережающее отражение(предвидеть), вероятностность(оценка).
Вопрос 3. Связь общей психологии с другими науками и практикой.
Психология не может развиваться, не опираясь на знания и опыт, накопленные другими науками. Ее взаимосвязи с ними прочны и за¬кономерны. Философия, политология, история, медицина, естественные науки.
Вопрос 4. Методологические принципы отечественной психологии
По Рубинштейну: Активности (инициативность), Развития (психика постоянно развивается), Детерменизма (психика обусловлена объективной реальностью), Системность (выделение отдельных пунктов, закономерностей и уровней изучаемой системы), и единство сознания и деятельности (одно не отделимо от другого).
Вопрос 5. Методы исследования в психологии.
Методы научных исследований –приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
I группа – организационные. Они включают:
- сравнительный (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.);
- лонгитюдный (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени);
- комплексный (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами).
II группа – эмпирические, включающие:
- наблюдение и самонаблюдение;
- экспериментальные
- психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа)
- анализ продуктов деятельности,
- биографические
III группа – методы обработки данных, включающие:
- количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ).
IV группа – интерпретационные методы, включающие:
- генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.)
- структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.
Вопрос 6. Наблюдение в психологическом исследовании. Достоинства и недостатки данного метода.
Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.
Вопрос 7. Эксперимент: лабораторный и естественный; констатирующий и формирующий.
Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование). Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом. Формирующий – с целью обучения, констатирующий – с целью подтверждения гипотез.
Вопрос 8. Опрос в психологическом исследовании, типы и виды опроса.
Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос. Виды: анкетирование, личностные тесты, интервью, метод лестницы (бесконечное почему с целью установления причинно-следственной связи)
Вопрос 9. Моделирование в психологии, его возможности и ограничения.
Психологическое моделирование — создание формальной модели психического или социально-психологического процесса, то есть формализованной абстракции данного процесса, воспроизводящей его некоторые основные, ключевые, по мнению данного исследователя, моменты с целью его экспериментального изучения либо с целью экстраполяции сведений о нём на то, что исследователь считает частными случаями данного процесса. В настоящее время в психологии всё чаще используются модели, основанные на вероятностно-статистической оценке явлений и алгоритмическом подходе.
Вопрос 10 Трансперсональная психология.
Трансперсональная психология — течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада. Главные идеи, на которых базируется трансперсональная психология – недвойственность, расширение сознания за пределы обычных границ Эго, саморазвитие личности и психическое здоровье. Включает в себя ряд психотерапевтических теорий и практик, таких как психосинтез и трансперсональная терапия[4], ряд техник самоанализа и личностного роста, таких как медитация и визуализация[4], а также заимствует из философии,теологии, феноменологии, антропологии, социологии, восточных религиозно-философских учений[4], западных духовных традиций, оккультизма и парапсихологии[5]. Она также фокусируется на типологии духовного опыта и изучении его влияния на мысли и поведение людей[6]. Школы:
Духовная психология (Роберт Сарделло)
Психосинтез ( Роберто Ассаджиоли)
Теоретические исследования Абрахама Маслоу, Кена Уилбера, Майкла Уошбёрна, Чарльза Тарта
Исследования Станислава Грофа
Вопрос 11. Бихевиоризм.
Бихевиори́зм — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении.Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям. Основатель – Джон Уотсон. Сильно критиковался в СССР. Положил начало развитию школ - необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия, а также этологии (наука о поведении людей и животных).
Вопрос 12. Психоана́лиз
Разработан Фрейдом, дополнен последователями: Адлер и Юнг, а позднее нео-фрейдистами (Фромм, Хорни, Салливан и Лакан)
Основные положения психоанализа :
1. человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
2. эти влечения преимущественно бессознательны;
3. попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
4. помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
5. конфликты между осознаным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;
6. освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке[1]).
Школы:
Классическая теория влечений З. Фрейда, Эго-психология Теории объектных отношений , Структурный психоанализ Ж. Лакана,
Селф-психология Х. Кохута, Интерперсональные подходы (Г. С. Салливан, Клара Томпсон), Интерсубъективный подход (Р. Столороу)
Вопрос 13. Гуманистическая психология
Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[1]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесеныА. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм.
Вопрос 14. Когнитивная психология.
Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления,воображения, способности к принятию решений. Когнитивные способности человека, в информационных единицах, не очень велики. Когнитивный процесс подчиняетсягносеологическому принципу А. Н. Колмогорова и имеет волновую форму в нелинейных средах.
Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Это направление возникло под влиянием информационного подхода. Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).
Представители Когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер
Вопрос 15. Гештальтпсихология.
Основана Максом Вертгеймером. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Принципы - близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе), схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе), целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности), замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму), смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое), общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).
Вопрос 16. Культурно-историческая теория Выготского.
необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Высшие развивались в течение эволюции человека.
Вопрос 17. ВПФ
Специфически человеческие психические процессы. Они возникают на основе натуральных психических функций, за счёт опосредствования их психологическими орудиями.[1] В роли психологического орудия выступает знак. К ВПФ относятся: восприятие, память, мышление, речь. Они социальны по своему происхождению, опосредованы по строению и произвольны по характеру регуляции. Понятие высших психических функций было введёно Л. С. Выготским и впоследствии развито А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным и П. Я. Гальпериным. Было выделено четыре основных признака ВПФ: социальность (интериоризация), опосредственность, произвольность по способу саморегуляции и системность.
Вопрос 18. Теория деятельности Леонтьева.
Система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии: С. Л. Рубинштейна (1889—1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности; и А. Н. Леонтьева (1903—1979), который, совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по Рубинштейну).
Вопрос 19. Деятельность.
Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения). Этапы - процесс вовлечения в деятельность, процесс целеполагания, процесс проектирования действий, процесс осуществления действий, процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями. Структура: Субъект - это человек, который совершает деятельность. Объект - это то на что направлена активность субъекта. Цель - это образ ожидаемого результата. Средства - инструменты с помощью которых субъект осуществляет эту деятельность. Результат - это некий итог деятельности.
Вопрос 21. Ведущая деятельность.
Ведущая деятельность – это деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка.
Вопрос 22. Теория Гальперина.
По Гальперину, любое новое умственное действие, например воображение, понимание, мышление, наступает после соответствующей внешней деятельности. Этот процесс проходит несколько этапов, обуславливающих переход от внешней деятельности к психологической.
Вопрос 24. Критерии психики.
Классические: Антропопсихизм: только человек обладает психикой (критерий - может дать отчет о своих психических состояниях).
Панпсихизм: все объекты обладают психикой (критерия психики нет). Биопсихизм: психикой обладают объекты живой природы (критерий - психики нет, она сводится к биологии). Современные критерии: Структурный. Нейропсихизм: психикой обладают существа, имеющие НС (критерий - наличие телесной специальной структуры (НС), которая объективно связана с психическими процессами). Проблемы: определение НС (она есть и у амебы); невозможность различить органы чувств от органов раздражимости.
Функциональный: идущий не от результата, а от жизненных задач, которые приходится решать организму. Психика необходима для жизнедеятельности, она – функциональное свойство организма, но ей необходим телесный орган - появляется НС. В общем случае функциональный критерий определяет наличие психики по поведению. Проблема – невозможно различить раздражимость от чувствительности по двигательным функциям животных. В качестве объективного критерия психики Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия.
Вопрос 31. Узнадзе.
Установка — психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (L. Lange, 1888); общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Д. Н. Узнадзе и его школой (1956). Наиболее полно этапы формирования установки раскрыты на базе понятия контрастная иллюзия. Наряду с неосознаваемыми простейшими установками выделяют более сложные социальные установки, ценностные ориентации личности и т. п.Тесно связана с понятиями Бессознательное и Неосознаваемое.
Вопрос 33. Бернштейн.
Концепция физиологии активности, созданная Бернштейном на основе глубокого теоретического и эмпирического анализа естественных движений человека в норме и патологии (спортивных, трудовых, после ранений и травм органов движения и др.) с использованием разработанных Бернштейном новых методов их регистрации, послужила основой для глубокого понимания целевой детерминации человеческого поведения, механизмов формирования двигательных навыков, уровней построения движений в норме и их коррекции при патологии. В работах Бернштейна получило свое обоснование решение психофизиологической проблемы в материалистическом духе с использованием последних достижений физиологической науки, а также отдельные идеи кибернетики.
Рефлекторное кольцо — совокупность структур нервной системы, участвующих в осуществлении рефлекса и передаче информации о характере и силе рефлекторного действия в центральной нервной системе. Термин введен Бернштейном Н. А. и Анохиным П. К. взамен термина Рефлекторная дуга. Рефлекторное кольцо включает в себя рефлекторную дугу ( путь, проходимый нервными импульсами при осуществлении рефлекса), обратную афферентацию от эффекторного органа в центральную нервную систему.